Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Теория и методика преподавания учебного предмета
«История и культура Санкт-Петербурга»

Налбандян Аида Григорьевна,
учитель истории и обществознания 
ГБОУ школа № 234 Санкт-Петербурга

 
 
 
Культурное наследие – одна из форм закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества. Это важнейший механизм функционирования культуры, её сохранения и трансляции.  Процесс освоения культурного наследия можно рассматривать как процесс раскодирования информации, сокрытой в многочисленных и столь разных объектах культурного наследия.
         Знакомство с культурным наследием оказывает влияние на развитие ребёнка – уважение к землякам, гордость за свою «малую» Родину, желание связать свою  дальнейшую  жизнь с родным краем. Педагогический потенциал культурного наследия не исчерпывается возможностями патриотического и гражданского воспитания, при определённых условиях, оно способно также оказать более широкое влияние на становление личности ребёнка – развить универсальные качества, способности и умения, необходимые для жизни в постоянно и быстроменяющемся мире.
         В условиях петербургской школы знакомство с природным и культурным наследием города осуществляется не только фрагментарно – в виде небольших по объёму модулей в рамках отечественной истории, МХК или природоведения, но и  в контексте самостоятельного интегративного учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга».
         Учебный предмет «История и культура Санкт – Петербурга носит воспитательный и развивающий характер. Его цель – создание  условий для духовно – ценностной и  практической ориентации ребёнка в городе. Знакомясь с многомерным социокультурным опытом, который хранят городские  объекты, учащиеся смогут понять, как представляли себе мир люди, населявшие Санкт – Петербург в разные эпохи, какими ценностями и правилами они руководствовались, создавая город, как относились друг к другу. Это позволит школьникам отрефлексировать собственные мировоззренческие позиции, выработать личностное отношение к окружающей действительности, осознать свою культурную и  социальную идентичность. Кроме того, учебный предмет позволяет ученику переосмыслить  имеющийся и приобрести новый опыт существования в мегаполисе: освоить правила городского ориентирования, научиться «считывать» информацию, заложенную в объектах культурного наследия, овладеть правилами межличностной коммуникации и нормами поведения в городе.
         Одним из итогов освоения краеведческих программ должно стать наличие у учащихся сформированного ценностного отношения  к городу и практических умений , необходимых для жизни в городе.
         Ценностное отношение предполагает выявление и понимание того конкретного смысла, который данный объект имеет для личности. Человек может воспринимать его как полезный, необходимый, значимый, желаемый для себя, для своей жизнедеятельности. Ценностное отношение бывает осознанно или не осознанно личностью, но вне зависимости от этого оно само по себе остаётся объективным отношением, существующим в реальной действительности.
         Выделим несколько этапов организации познавательно – оценочной деятельности учащихся.
         На первом этапе – стимулирования познавательного интереса учащихся к изучаемому материалу, важно удивить, заинтересовать учащихся. Одним из приёмов является постановка проблемного вопроса (задания), которая не может быть решена только на основе имеющихся у детей знаний, а следовательно, делает необходимым поиск информации. Некая загадка, тайна может быть заключена и в самой теме урока.
         На втором этапе – восприятие информации о значимости, ценности того или иного объекта культурного наследия, которая также должна увлечь ученика, оказать эмоциональное воздействие. Необходимо создать на уроках такие ситуации, при которых учащиеся смогли бы понять, почему данный объект является ценностью для общества. Для этого раскрываются все стороны социальной значимости объекта: утилитарная, эстетическая, нравственная, историко – мемориальная и т.д.
         Третий этап – это «отклик» со стороны учащегося. Это и эмоциональная реакция и желание включиться в обсуждение поднятой на уроке проблемы, и стремление самостоятельно продолжить изучение данного объекта.
         Четвёртый и пятый этапы деятельности учащихся взаимосвязаны и их разделение весьма условно. На четвёртом этапе происходит самостоятельная оценка объекта. Критерии могут определяться как учителем, так и учеником. В результате оценки происходит первичное принятие ценности. На пятом этапе происходит осмысление ценности, включение её в систему уже имеющихся.
         Своё отношение к тому или иному объекту учащиеся могут  выразить и через творческую деятельность. Формы творческих работ традиционны: рисунки и фотоотчёты, презентации и сочинения.
         Формирование у учащихся ценностного отношения к культурному наследию Санкт – Петербурга – это долгий процесс, который требует  целенаправленной и систематической работы.  И поэтому, планируя каждый из уроков, необходимо чётко понимать, что нового в развитие ценностно – смысловой сферы учеников «внесёт» каждый запланированный урок или внеклассное мероприятие.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»